- Канон новозаветный
- это собрание евангелий, книги деяний, посланий апостолов и Апокалипсиса. Авторами собраний были апостолы Матфей, Иоанн, Иаков, Петр, Иуда, Павел и два их ученика Марк и Лука. К. новозав. обнимает собою 27 книг, но некоторые ученые не раз возбуждали вопрос о том, не больше ли было книг, не утеряны ли, пока они достались нам, и, в самом деле, некоторые, особенно протестантские учен., делая вывод на основании оставшихся посланий апост., приходят к заключению, что до нас не дошли два послания к Коринфянам и Лаодикийцам св. Павла; но более детальная ревизия и разработка ап. посланий ясно указывают, что послания апостолов дошли до нас все в целом, невредимом виде, это объясняется также и тою заботою церкви, с какою она старалась о сохранении важных для нее документов и настолько, что даже письма апостолов к разным частным лицам остались. Доказательством того, что оставшиеся и дошедшие до нас книги Новозав. канона исчерпывают число и объем ап. посланий, может служить историческое предание, именно согласие церквей и его согласованность с основным учением, тщательно хранимым в церквах; а равно и преданием догматическим служащим основанием Канона Нов. Зав., и кроме того в тех же посланиях указывается на число книг и их объем, за исключением послания к Филимону, 3 послания Иоанна и послания Иуды, о которых не говорится вследствие их очень частного характера. Имея К., церковь никоим образом не делала в нем каких-либо сокращений или каких-нибудь к нему прибавлений как это ни стараются доказать некоторые протестантские ученые, правда, бывали случаи, когда церковь, владея тем или другим посланием, делала его известным и неоспоримым для других церквей, где они считались или спорными, или совсем ей были не известны но все-таки это не значит, что Церковь вводила к н. новые неканонические послания или устраняла старые боговдохновенные, так что в иных случаях дело может и касаться установления, но уже никак не образования его, о чем заявляют протестантские ученые, говоря, что Новозав. Канон появился только в 150 - 170 г. Апостольские послания кан. кн. Нов. Завета, служат основным аргументом против учения различных еретиков, которые не раз, для того, чтобы назвать свое учение "истинным", сочиняли ложное послание от им. к н. Апостола и тем давали основание для своего учения, но это, конечно, скоро выяснилось при сличении его с подлинным посланием данного Апостола. Историю Канона, для удобства ее обозрения, делят некоторые на следующие периоды I до 170 г., II почти до IV в.; III IV в., с ясно установившимся мнением о. К. Нов. Зав. До нас дошли несколько свидетельств, благодаря которым можно с уверенностью определить взгляды на К. Нов. Зав. в известное время. Одним из них явл. Фрагмент Муратория, относимый к годам второй половины II в., написанный на западе (некот. части Фрагмента отсутствуют); разбирая его, мы приходим к заключению, что К. Нов. Завета заключает в себе: 4 Евангелия, кн. Деяний Апостольских, 13 посланий св. Павла, 1 послание Иоанна, послание Иуды, Апокалипсис Иоанна; не говорится в нем об посл. Иакова, 2 посл. Петра, послании евреям, и неточно указывается на 3 посл. Иоанна. Для частного чтения предлагает Фрагмент "Пастырь" Ермы. Вторым источником истории К. Нов. Зав. является перевод Пешито, относимый к концу II и III в. (сирийской церкви), который указывает на 22 книги канона, не упоминая о 2 послании Петра, и 2 и 3 Иоанна, а также посл. Иуды и Апокалипсиса. О состоянии К. в карфагенской и Галльской церквах II и I вв. дают сведения в своих трудах Тертуллиан и св. Ириней лионский. Первый упоминает о послании Иакова и 2 послании Петра, о Апокалипсисе, но почему-то умалчивается о 2 и 3 послании Иоанна и посл. Евреям приписывается Варнаве. У св. Иринея лион. не указаны послание к Филимону, 2 посл. Петра, посл. Иуды. Состояние канона Александрийской ц. свидетельствует Климент Алекс. (ок. 200 г.), Ориген (254 г.). Первый указывает на все канон. книги, а Ориген упоминает 4 Евангелия, 13 посланий св. Павла, 1 Петра, 1 Иоанна, Апокалипсис и Кн. Деяний Апостольских; причем о послании Павла к евреям он говорит: "А кто именно написал посл., об этом поистине знает только Бог". Признавая спорность некоторых книг напр. 2 посл. Петра, 2 и 3 посл. Иоанна, неясно также говорит и о послании Иакова, Иуды, и о послании Евреям, но все-таки признает их авторами апостолов. Далее Евсевий Кесарийский, известный историк церкви, говорит о 26 книгах К. Нов. Завета, признавая все, кроме Апокалипсиса Иоанна. Он на первом месте ставит 4 Евангелия, Деяния Апостолов, послания Павла, далее следуют послания Иоанна и Павла; спорными у него книгами суть послания Иакова, Иуды, 2 послание Петра, 2 и 3 Иоанна; а Деяния Павла, Псалтырь, Апокалипсис Петра, послание Варнавы и т. наз. Учения Апостолов все эти он признает явно не новозаветными. Под влиянием, быть может, сомневающегося Дионисия александрийского и Лукиана, пресвитера антиохийского, характерно его отношение к Апокалипсису Иоанна, который признает неканоническим. Таково отношение к апокалипсису и св. Кирилла иерусалимского, и Григория Богослова, которые насчитывают канонических книг 26. Но громадное значение на Востоке имело мнение св. Афанасия, признававшего все 27 (т. е. и Апокалипсис Иоанна), как. мн., которое восторжествовало над другими. На Западе суждение о новозаветном Каноне изменяется несколько раз, особенно под влиянием Востока; Иппонский (383) и Карфагенский (419) соборы окончательно установили количество и объем новозаветного Канона, где было признано и включено посл. Павла Евр.; но впоследствии на Западе появились и некоторые отступления. Канон Нового Завета, это драгоценное достояние христ. церкви, не случайный продукт времени, обнимает полностью 27 кн. боговдохновенных мужей.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.